Налогообложение в Узбекистане в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в Узбекистане в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Шавкат Мирзиёев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».

Налогообложение в Узбекистане

НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. Ставка 12%. Авансовая справка до 10 числа первого месяца текущего отчётного периода. Уплата текущих платежей до 10 числа ежемесячно. Расчет до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

У импортёров и тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум:

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Ставка 15%. Расчет и уплата до 25 числа месяца следующего за отчётным.

У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период НЕ превышает 1 миллиард сум:

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЁЖ. Ставка в зависимости от вида деятельности. Расчёт до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Уплата не позднее срока сдачи расчёта.

Для всех предприятий, у которых есть кадастр:

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Ставка в зависимости от месторасположения. Расчёт до 10 января. Уплата для микрофирм и малых предприятий до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога. Уплата для тех, кто не относится к микрофирмам и малым предприятиям ежемесячно до 10 числа в размере 1/12 части годовой суммы налога.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО. Ставка 2%. Авансовая справка до 10 января. Уплата для микрофирм и малых и предприятий до 25 числа третьего месяца квартала ежеквартально, в размере 1/4 части годовой суммы налога. Для тех, кто не относится к микрофирмам и малым предприятиям, до 10 числа ежемесячно в размере 1/12 части годовой суммы налога. Расчёт в срок сдачи годовой финансовой отчётности.

У тех предприятий, у которых есть договор с водоканалом:

НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ. Ставка в зависимости от вида деятельности. Авансовая справка до 25 января. Уплата для юридических лиц, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям у которых сумма налога превышает 200 миним. МРОТ, не позднее 25 числа ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы налога. У кого сумма налога не превышает 200 миним. МРОТ, не позднее 25 числа третьего месяца отчётного квартала ежеквартально.

Налоги, связанные с оплатой труда:

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ. Ставки:

Плательщики Ставки налога в % к налогооблагаемой базе

Ставки земельного налога на 2022 год в Узбекистане для юридических лиц

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2022 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2022 года).

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
  1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
  2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
  3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2022 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2022 году.

К первому относятся федеральные (устанавливаются ст.395 Налогового кодекса РФ. Например, не оплачивают организации религиозного характера с участков, на которых располагаются религиозные и благотворительные объекты. Или общероссийские общественные компании инвалидов, членами которых являются люди с ограниченными возможностями и их законные представители, чей процент составляет 80).

Ставки по земельному налогу в 2022 году для юридических

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

В отношении недвижимости, налоговой базой которой является ее среднегодовая стоимость, обязанность организаций по представлению налоговых деклараций сохраняется. Такие декларации по-прежнему представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

  • официально признанные выведенными из оборота;
  • ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
  • территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
  • территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

  1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
  2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
  3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

С 2022 года в Узбекистане будут действовать новые ставки земельного налога, взимаемого с юридических лиц и базовые ставки земельного налога, взимаемого с граждан за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Это предусмотрено в законе «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год», подписанном главой государства.

В частности, в Ташкенте для юрлиц они будут варьироваться от 36,2 миллиона сумов ($3,8 тыс) до 181 миллиона сумов ($19 тыс) за 1 га, физлиц – 410,3 сума (,04) до 1037,9 сумов (,11) за 1 кв.м., в других регионах соответственно от 10,9 миллиона сумов ($1,1 тыс) до 28,7 миллиона сумов ($3 тыс) за 1 га и от 99,2 сума (,01) до 258,8 сума (,27) за 1 кв.м.

Четыре новых налога, которые ждут россиян в 2022 году

Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.

С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).

Предлагается исключить применение единого налога при:

♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;

♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;

♦ осуществлении общественного питания.

С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.

Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налого­обложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.

Земельный налог уплачивается землепользователями, за которыми закреплены земельные участки в бессрочное, срочное пользование или в пожизненное наследуемое пользование.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС), которая обеспечивает более 40% налоговых поступлений в бюджет страны, снижается с 18 до 15%. С 1 января 2024 года ставку НДС планируется снизить до 14%, а с началом 2027 года – до 13%.

Читайте также:  Замена водительских прав в 2023 году

Правда, на такое облегчение налогового бремени могут рассчитывать только те налогоплательщики, которые производят безналичные операции.

Ставка социального налога для страховщиков (работодателей) бюджетных организаций с 1 января остается неизменной — 25%, а для других организаций – снижается до 20%.

Ставка для застрахованных лиц (работников) бюджетных организаций остается на нынешнем уровне -1%, а для других организаций повышается до 2%.

Для индивидуальных предпринимателей, работающих на основе патента, и членов дехканских хозяйств без образования юрлица, минимальный размер социального налога устанавливается правительством республики.

Ставка социального налога для граждан Таджикистана – страховщиков, выполняющих работы и оказывающих услуги дипломатическим (консульским) представительствам иностранных государств и представительствам международных организаций в республике, устанавливается в размере 20% (в настоящее время — 25%), а для застрахованных лиц – 2% (сейчас – 1%) (тут речь идет о компаниях, организациях и отдельных физлицах).

Подакцизными товарами в Таджикистане являются все виды напитков, кроме местной чистой питьевой воды, табак и изделия из него, заменители табака, топливо, шины, автомобили, ковры, ювелирные изделия, а также услуги в области электрической связи.

Ставка акцизов товаров устанавливаются правительством республики и действующим налоговым законодательством.

Льготная ставка для продавцов первичного алюминия с 1 января останется в размере 3% налоговой базы, которая определяется исходя из цен, сложившихся на дату совершения налогооблагаемой операции на Лондонской бирже цветных металлов.

Как изменятся налоги в Узбекистане в 2022 году

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

Базовые ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения индексируются в среднем в 1,07 раза. При этом сохраняется порядок определения конкретного размера налоговых ставок органами государственной власти на местах на основании базовых ставок, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

В 2022 году для физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) сумма налога не должна превышать сумму налога, начисленного в 2021 году, более чем в 1,3 раза, с целью недопущения резкого роста налогового бремени в 2022 году.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой налоговой ставки, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юрлиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3. При этом в отношении юрлиц, единственными участниками которых являются общественные объединения инвалидов сохраняется коэффициент 0,25 к ставке земельного налога, с целью сохранения для этой категории налогоплательщиков налоговой нагрузки на уровне 2021 года.

Сохраняется порядок налогообложения объектов, по которым законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок. При этом налоговые льготы, указанные в статье 428 Налогового кодекса, на эти земельные участки не распространяются.

Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для проведения геологоразведочных и (или) изыскательских работ.

Налогоплательщикам предоставляется право представления налоговой отчетности по земельному налогу по землям несельскохозяйственного назначения за текущий налоговый период до 1 февраля 2022 года. При этом уплата этого налога налогоплательщиками, не относящимися к плательщикам налога с оборота, осуществляется до 1 февраля 2022 года в размере 1/12 части годовой суммы налога.

Раздел «Налог за пользование недрами» изложен в новой редакции и предусматривает совершенствование порядка исчисления налога за пользование недрами.

По всем видам полезных ископаемых (за исключением углеводородов и металлов) сохраняется порядок исчисления и уплаты налога за пользование недрами.

Уточняется порядок определения объема добытого (извлеченного) полезного ископаемого подлежащего налогообложению. В частности, объект налогообложения определяется с учетом технологических потерь, возникающих в рамках всего технологического цикла по добыче (извлечению), первичной обработке, переработке и транспортировке, в пределах норм, утвержденных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, а при их отсутствии — налогоплательщиком.

По углеводородам вводится порядок, в соответствии с которым налоговая база определяется:

  • при реализации добытого объема углеводородов — исходя из средневзвешенной цены реализации;
  • при переработке добытого природного газа и (или) нефти самостоятельно либо на давальческой основе — исходя из цены реализации полученных из этих полезных ископаемых продуктов за вычетом расходов, понесенных налогоплательщиком на их первичную обработку, переработку, и транспортировку.

По металлам (драгоценные, цветные и радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы) налоговая база определяется:

а) по золоту, серебру, платине, палладию, меди, цинку, свинцу и молибдену — исходя из наибольшей цены между среднеарифметической биржевой ценой и средневзвешенной ценой реализации. При этом:

  • при реализации руды (концентрата) (за исключением золота и меди) — наибольшая цена применяется к объему металла, содержащегося в руде (концентрате) за вычетом расходов на их обработку (обогащение), переработку (аффинаж) и (или) транспортировку
  • при реализации золота и меди — наибольшая цена применяется к объему металла, содержащегося в руде, концентрате и (или) конечном продукте переработки (готовый продукт), без вычета расходов, связанных с их дальнейшей обработкой (обогащением), переработкой (аффинажем) и транспортировкой. При этом налогоплательщик вправе определять налоговую базу по золоту и меди за вычетом этих расходов;
  • при реализации серебра, платины, палладия, цинка, свинца или молибдена, извлеченного самостоятельно либо на давальческой основе — по наибольшей цене за вычетом расходов, понесенных налогоплательщиком на его обработку (обогащение), переработку и (или) транспортировку.

б) по остальным металлам — исходя из средневзвешенной цены реализации этого полезного ископаемого, за вычетом расходов на их обработку (обогащении), переработку и (или) транспортировку.

Налоговые ставки унифицированы и сгруппированы, а по отдельным видам полезных ископаемых налоговые ставки снижены.

1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога. Ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются в среднем на 10% с 1 июня 2022 года.

Когда доход с продажи квартиры не облагается налогом

НДФЛ начисляется с дохода, а не с вырученной суммы от продажи недвижимого имущества, и не взимается в следующих случаях:

  • недвижимость была куплена до 1 января 2016 года, и на момент продажи прошло три года владения имуществом;
  • если квартира приобретена после 1 января 2016 года, то по истечении пяти лет владения можно продать имущество без уплаты НДФЛ;
  • если помещение было приобретено дороже, а продано дешевле, но не менее чем за 70% кадастровой стоимости. Кадастровая цена исчисляется на 1 января года, в котором был подписан договор купли-продажи;
  • квартира продана по той же цене, что и была приобретена, и эта сумма не меньше 70% кадастровой стоимости.

Как могут измениться налоги в 2022 году

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налоговые льготы для юридических лиц

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка X Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога за неполный год = Сумма земельного налога за год Х Количество полных месяцев владения участком в году 12

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

  • Организации
  • Физические лица и ИП

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

  • по итогам года не получат сообщение из налоговой об исчисленных суммах земельного налога,
  • не заявляли льготы по этим участкам.

Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Например, а 2021 году организация купила землю, которая облагается налогом. В 2022 году сообщение от инспекции не пришло. Тогда до 31.12.2022 года нужно сообщить налоговикам о покупке.

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Советуем попытаться!

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

  1. Самостоятельно рассчитать налог.

  2. Перечислить авансовые платежи.

  3. Отразить данную операцию в регламентированном учете.

И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.

Бухгалтер сможет сопоставить размер налога, который он рассчитал самостоятельно с расчетами ИФНС только после получения соответствующего сообщения.

Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:

  • В течение полугода с даты, когда налогоплательщик обязан был перечислить налог за прошлый год (в 2021 году – это 1 марта, следовательно, налоговики обязаны прислать сообщение не позднее 1 сентября).

  • В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.

  • В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

Таким образом, у ИФНС есть полное право прислать сообщение с суммами начисленного налога позже срока его уплаты. Так, сверить собственный расчет по итогам 2020 года с данными налоговой инспекции налогоплательщик сможет только в сентябре 2021 года. При этом за нарушение сроков оплаты компанию оштрафуют в соответствии с НК РФ.

Сообщение будет направляться либо почтой, либо в рамках ЭДО (если с компанией задействован такой канал связи), либо лично в руки руководителю или представителю предприятия (при наличии доверенности).

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

Весь пакет с сопроводительным письмом, в котором выражено несогласие плательщика с размером начислений, следует направить по почте в ИФНС.

У налоговой будет 30 дней на рассмотрение претензии и подготовку ответа. Если решение будет положительным и ИФНС скорректирует свой расчет, то об этом придет соответствующее сообщение. В противном случае свою правоту придется доказывать в суде.

Несмотря на то, что изменилась государственная кадастровая оценка земельных участков, типы и категории объектов, подлежащих налогообложению, остались такими же. Для юридических и для физических лиц, равно и для резидентов и нерезидентов РФ, эти категории одинаковые. Согласно НК РФ (статья 389), объектами, подлежащими налогообложению, считаются все типы земельных участков независимо от размера, на территории страны и муниципальных образований. Исключение составляют категории объектов, которые считаются выведенными из оборота, а также входящие в определенные фонды.

Согласно действующему налоговому кодексу РФ, не все земельные участки облагаются налогом. Отдельные категории земельных участков, которые не облагаются налогом:

  • официально признанные выведенными из оборота;
  • ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
  • территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
  • территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.

Федеральным законом и налоговым кодексом предусмотрены определенные ситуации, в которых лица освобождаются от уплаты суммы налогообложения. Сдача земельного налога не требуется в таких случаях:

  • надел находится во владении собственника, частного лица уже более 3 лет;
  • земля была передана собственнику как наследственное имущество или же преподнесена в качестве подарка с соответствующим нотариальным оформлением;
  • согласно статье 217 НК РФ, не требуется уплата налоговой ставки, если частное лицо получило землю по договору ренты или же приватизировало его;
  • наделы, которые были в собственности физического лица не менее 5 лет и были приобретены после 1.01.2016, тоже продаются без налогообложения;
  • арендаторы земли также освобождаются от оплаты.

В остальных случаях действуют стандартные ставки, за исключением тех случаев, в которых предусмотрены льготы или освобождение, как для религиозных и уголовно-исполнительных учреждений, для некоторых социально значимых и инфраструктурных организаций.

В РФ, согласно действующему законодательству, положены льготы пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий, сиротам и другим категориям льготников.

Стоимость налога рассчитывается по формуле с учетом ставки. Для разных типов объектов предусмотрены различные ставки:

  • объекты, включенные в жилищный фонд – 0,1%;
  • наделы под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения подсобного хозяйства, находящиеся во владении частных лиц – 0,3%;
  • наделы, предназначенные для хозпостроек и гаражей – 0,8%;
  • все остальные разновидности наделов, в том числе используемые в коммерческих целях – 1,5%.

Расчет налога за неполный год

Собственность компании на земельный участок может прекратиться или возникнуть в любой из месяцев отчетного года в связи с продажей/покупкой или по иным обстоятельствам. Тогда налоговые обязательства следует рассчитать с учетом числа месяцев владения. Причем месяц приобретения нужно учитывать, если покупку зарегистрировали до 15-го числа включительно, месяц продажи – при регистрации сделки после 15-го числа (ст. 396 НК РФ).

Пример

ООО «Автотрейдинг» приобрел в собственность земельный участок для долговременного хранения автомобилей и зарегистрировал 14.01.2023 право собственности на него. Кадастровая стоимость – 41 067 398 руб.

На территории, где находится купленный участок, действует ставка на данную категорию земель 1,25%. Месяц покупки полностью учитывается при расчете налога, так как дата регистрации находится в первой половине месяца. Таким образом, все месяцы отчетного года входят в расчет.

Местное законодательство предусматривает «земельные» авансы внутри года, поэтому бухгалтер ООО «Автотрейдинг» ежеквартально их рассчитывал и перечислял:

Авансовый платеж по земельному налогу = (41 067 398 руб. х 1,25%) / 4 = 128 336 руб.

Налог по итогам года:

41 067 398 руб. х 1,25% = 513 343 руб.

Налог к уплате:

513 343 руб. − 128 336 руб. х 3 = 128 335 руб.

Если бы регистрация сделки произошла на пару дней позже (16.01.2023), земельный налог за 2023 год уменьшился бы на 42 779 руб. Расчет в таком случае производится исходя из 11 месяцев владения: 41 067 398 руб. х 1,25% х 11/12 = 470 564 руб. Снизились бы и авансовые платежи.

Какие налоги и платежи включает в себя единый платеж с заработной платы?

Уплата единого платежа с заработной платы означает уплату всех налогов и платежей с дохода работника: индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование (то, что сейчас уплачивается «за счет» работников), кроме этого единый платеж включает социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, обязательные пенсионные взносы работодателя (то, что уплачивает работодатель «за свой счет»).

Устанавливается, что ставка индивидуального подоходного налога (ИПН), в составе единого платежа, в 2023 году будет составлять 8,4% с ее постепенным понижением:

  • с 1 января 2023 года – 8,4 процента;
  • с 1 января 2024 года – 8 процента;
  • с 1 января 2025 года – 7,3 процента;
  • с 1 января 2026 года – 7 процента;
  • с 1 января 2027 года – 6,8 процента.

Что делать за границей

Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?

Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.

Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.

  • Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
  • Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
  • Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
  • Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
  • Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Администрирование земельного налога

В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

  • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
  • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

Справочно

Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

  • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
  • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

  • бюджетными организациями;
  • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Размер авансовых платежей определяется:

  • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
  • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

  • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
  • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

  • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
  • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
  • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
  • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
  • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

  • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
  • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
  • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
  • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

  • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

Использование минимальных цен в отношении импортируемых товаров из стран ЕАЭС, а также третьих государств

Изменен п. 2 ст. 444 НК, действие начинается 01. 01. 2023 г.

На основании ст. 444 НК в отношении определенных типов товаров, импортируемых с территории ЕАЭС в Республику Казахстан, для определения цены приобретенной продукции используется минимальный уровень стоимости в соответствии с порядком, регламентированным уполномоченными структурами в сфере регулирования торговой деятельности.

Чтобы обеспечить взимание косвенных налогов с официальной налогооблагаемой базы при импорте продукции на территорию Казахстана, внесены поправки, где предусмотрено использование минимального уровня цен на импортируемые изделия как с территории стран ЕАЭС, так и с иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.

Такая норма даст возможность обеспечить одинаковые условия для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом продукции из стран ЕАЭС и третьих государств.

Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада, СНТ и ЭСФ, а также маркировки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *