Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Чем отличается оценка профессиональных рисков от спецоценки условий труда

В двух похожих понятиях – СОУТ и оценка профессиональных рисков — можно легко запутаться. Некоторые работодатели считают, что организовав спецоценку, их обязанность перед трудовым законодательством в плане охраны труда заканчивается. Но это далеко не так. Давайте разберемся подробнее.

Оценка профессиональных рисков подразумевает анализ рисков травматизма, уровень защищенности работников средствами индивидуальной защиты. Также проводится мониторинг личного профессионального риска на каждом рабочем месте в отдельности. Можно сказать, что главным отличием СОУТ от оценки профрисков является масштаб проведения такого мониторинга.

Цель СОУТ – проверить рабочие места сотрудников, а цель оценки профрисков – проверить всю работу сотрудника организации в комплексе – с точки зрения опасности и вероятности причинения вреда не только на конкретном рабочем месте, но также на территории компании или даже в командировке.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

Кто контролирует и наказывает

Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Уже сегодня сотрудникам проверяющей инспекции доступна информация о компаниях, не выполнивших требования, оповещающие о своевременном проведении «СОУТ». В ближайшее время все данные будут обращены в электронный вид.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

  • Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
  • Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
  • Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
  • Новые правила работы на высоте в 2021 году
  • Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
  • Инструкция «от коронавируса»: как обезопасить себя и работников

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Как провести СОУТ по новому порядку

Для того, чтобы провести СОУТ по новому порядку, нужно пройти несколько шагов.

  1. Определить, относится ли ваше предприятие к категории микропредприятий.
  2. Соотнести перечень видов деятельности, для которых актуален приказ, со своим ОКВЭД.
  3. Провести идентификацию вредных и/или опасных производственных факторов с помощью проверочного листа (приложение 1 Приказа). На каждое рабочее место — отдельный проверочный лист.
  4. В случае хотя бы одной отметки «да» в проверочном листе организовать процедуру СОУТ с привлечением внешней организации по старому порядку.
  5. Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ.
  6. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требования в территориальное отделение ГИТ (приложение 2 Приказа).
Читайте также:  В 2023 году квартиры в Заре получат 315 пензенских семей

Игнорирование проведения и требований СОУТ обернется более крупными суммами штрафов

  1. Ответственность за не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка ее осуществления на рабочих местах, обойдется должностному лицу штрафными выплатами размером 5-10 тыс. рублей, юридическим лицам – 60-80 тыс. рублей.
  2. Допуск к выполнению трудовых обязанностей работника при отсутствии обязательного и периодического медосмотра предусматривает штрафные санкции в сумме 10-20 тыс. рублей для должностных лиц, 80-100 тыс. рублей для юридических лиц.
  3. Разрешение приступить к работе сотрудникам, не прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ, облагается штрафом в размере 15-20 тыс. рублей для должностных лиц, 110-130 тыс. рублей для юридических лиц.
  4. Отсутствие у сотрудников СИЗ по вине работодателя предусматривает штрафные санкции 20-30 тыс. рублей для должностных лиц, 130-150 тыс. рублей для юридических лиц.
  5. Пренебрежение гос. нормативами по ОТ и обеспечению безопасности персонала в процессе эксплуатации сооружений, оборудования и т.д., облагается штрафами в сумме 5-10 тыс. рублей для должностных лиц, 50-70 тыс. рублей для юридических лиц.

Актуализация Уголовного кодекса РФ, обусловленная введением СОУТ предусматривает санкции, изложенные в ст.143 Нарушение требований ОТ. Согласно ее положениям, пренебрежение действующими нормативами охраны труда лицом, отвечающим за их выполнение, обернувшееся причинением тяжелого вреда здоровью человека по неосторожности, предполагает:

  • Штрафные санкции до 400 тыс. рублей или тюремное заключение сроком на 1 год с отсутствием возможности занимать конкретные должности.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть человека по неосторожности – тюремное заключение до 4 лет.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть двух лиц и более – тюремное заключение до 5 лет.

Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

За что наказывают и как

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Таблица штрафов в 2020 году

Собрали в таблице все штрафы за отсутствие СОУТ 2020 года. Они варьируются в различных пределах, в зависимости от объема нарушения, вида нарушителя, установленных ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушитель

Должностное лицо

ИП

Юрлицо

Наказание за 1-ое нарушение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Предупреждение

или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Наказание за 2-ое нарушение (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Можно ли избежать наказания

С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.

Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:

  • Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
  • направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
  • в предостережении определяется срок для устранения нарушений.

Если предприятие не исполняет обозначенные в предостережении положения, вводятся санкции административного характера по нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодатели, которые не провели СОУТ, получат шанс исправить ситуацию, не подвергаясь финансовому наказанию.

Важные изменения с 1 января 2021 года при заключении договоров по СОУТ!

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Читайте также:  Как оформить перенос отпуска в связи с больничным листом

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Игнорирование проведения и требований СОУТ обернется более крупными суммами штрафов

  1. Ответственность за не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка ее осуществления на рабочих местах, обойдется должностному лицу штрафными выплатами размером 5-10 тыс. рублей, юридическим лицам – 60-80 тыс. рублей.
  2. Допуск к выполнению трудовых обязанностей работника при отсутствии обязательного и периодического медосмотра предусматривает штрафные санкции в сумме 10-20 тыс. рублей для должностных лиц, 80-100 тыс. рублей для юридических лиц.
  3. Разрешение приступить к работе сотрудникам, не прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ, облагается штрафом в размере 15-20 тыс. рублей для должностных лиц, 110-130 тыс. рублей для юридических лиц.
  4. Отсутствие у сотрудников СИЗ по вине работодателя предусматривает штрафные санкции 20-30 тыс. рублей для должностных лиц, 130-150 тыс. рублей для юридических лиц.
  5. Пренебрежение гос. нормативами по ОТ и обеспечению безопасности персонала в процессе эксплуатации сооружений, оборудования и т.д., облагается штрафами в сумме 5-10 тыс. рублей для должностных лиц, 50-70 тыс. рублей для юридических лиц.

Актуализация Уголовного кодекса РФ, обусловленная введением СОУТ предусматривает санкции, изложенные в ст.143 Нарушение требований ОТ. Согласно ее положениям, пренебрежение действующими нормативами охраны труда лицом, отвечающим за их выполнение, обернувшееся причинением тяжелого вреда здоровью человека по неосторожности, предполагает:

  • Штрафные санкции до 400 тыс. рублей или тюремное заключение сроком на 1 год с отсутствием возможности занимать конкретные должности.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть человека по неосторожности – тюремное заключение до 4 лет.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть двух лиц и более – тюремное заключение до 5 лет.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

  • об условиях труда, в которых придется работать;
  • полагающихся льготах и компенсациях;
  • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Спецоценка — штраф возьмут не сразу

Вопрос: Возникает ли административная ответственность за непроведение работодателем внеплановой специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах, если они создаются на срок менее 12 месяцев?

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на временных рабочих местах и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

В этой связи внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных временных рабочих местах должна быть проведена в соответствии с требованиями части 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Информируем, что статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Заместитель
директора департамента
условий и охраны труда
Минтруда России
T.M. Жигастова
Читайте также:  Обзор дополнительной пенсии от Стравиты при участии работодателя

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *