Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Какие существуют полномочия у надзорной инстанции

Они указаны в ст. 391.12 ГПК РФ. Так Президиум Верховного Суда может не удовлетворить надзорную жалобу, оставив в силе все или только одно из предыдущих судебных решений. А также может изменить не полностью судебное решение, а только в его части.

В ходе надзора дело может быть передано на новое рассмотрение. Причем это применимо как к первой инстанции, так и к апелляции или кассации. В этом случае акцент может быть сделан на том, что дело должен рассматривать новый состав суда.

Верховный Суд вправе самостоятельно принять решение по существу спора. Происходит это тогда, когда предыдущие инстанции допустили ошибки в применении правовых норм или неправильно истолковали их.

А также следует обратить внимание на то, что если надзорная инстанция направляет дело на новое рассмотрение, то ее правовая позиция, по сути спора, будет носить обязательный характер.

Подводя промежуточный итог можно сказать, что именно надзорное производство в ряде случаев помогает восстановить справедливость по конкретному гражданскому делу.

Поэтому доводы следует тщательно проработать. При этом не лишней будет и помощь от юриста.

Не всегда наша судебная ветвь приводит к присуждению того решения, который устроит обе стороны в гражданском деле. В таком случае человек обращается непосредственно к Верховному суду, который рассматривает дела более тщательнее. С основаниями, которые могут служить для обращения в данную инстанцию можно ознакомиться на официальном сайте, кроме этого там есть много информации, которая будет полезна при обращении.

Жалобу в надзорный орган можно оформить непосредственно в самом Президиуме или же дистанционно на сайте. Для последнего имеются определенные правила, с которыми следует ознакомиться так же на официальном сайте.

Стоит отметить, что каждая жалоба, которая содержит весомые основания и доказательства будет рассмотрена в соответствии с законодательством. После рассмотрения будет вынесено решение, которое в свою очередь поддержит полностью или частично прошлое решение или отменит его.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев – в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

По каким делам рассматривается?

Высшая судебная инстанция осуществляет разбирательство по уголовным, гражданским и административным делам. Большинство граждан, которые получили негативное решение в местном суде, не обращаются с надзорной жалобой в Верховный суд.

Однако при наличии весомых доказательств и полной уверенности в неправомерности решения можно смело подавать заявку на обжалование.

Перед подачей документов требуется понимать, что процесс рассмотрения будет начат только после получения разрешение от заместителя Президиума надзорной ведомости и председателя суда.

Читайте также:  Что делать после покупки квартиры: пошаговая инструкция

Достаточно часто, прежде чем передать надзорную жалобу в Верховный суд, проверяются все ранее вынесенные приговоры, утвержденные до момента подачи заявки на обжалование.

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Как и другая инстанция Верховный суд принимает решение, после того как рассмотрена жалоба. Именно поэтому следует обращаться в данный суд только с серьезными обстоятельствами, которые действительно оказали влияние на решение.

Какое бывает решение Верховного суда
Решение Пояснение

1

Оставить

Решение, которые были приняты до обращения с надзорной жалобой остаются в силе.
Оставить одну из частей решения, которые были вынесены до обращения.
Жалоба может быть не рассмотрена (за недостатком оснований или из-за неверной подачи жалобы).

2

Отменить

Все решения которые были приняты до составления решения отменяются по выводу Верховного суда.
Отменить только часть принятых решений.
Отменить или изменить только часть принятых решений, в которых содержится ошибка.

Правила составления надзорной жалобы по гражданскому делу

Основная масса рассмотрений по гражданскому делу начинается с мировых или районных судов. Эти суды выносят вердикты, которые после могут быть пересмотрены областными апелляциями и коллегиями при Верховном Суде РФ.

Читайте также:  Срок возврата налогового вычета: когда налоговая должна перечислить деньги

Стороны, прошедшие всю процедуру от начала и до конца, при наличии сомнений в законности принятых и пересмотренных решений имеют право на обращение в Президиум ВС РФ как в надзорную инстанцию.

Есть более редко встречающиеся категории дел, которые Верховный Суд рассматривает как суд первой или как апелляционной инстанции. Это дела, связанные со спорами судей, с запретом политических партий, с запретом средств массовой информации и т.д.

Для таких дел Президиум ВС РФ также считается надзорной ступенью.Никаких ограничений на обращение в надзорную инстанцию нет. Любой вердикт, прошедший все необходимые инстанции, может быть пересмотрен Президиумом ВС РФ.

Сроки подачи, в которые нужно уложиться стороне, подающей жалобу, достаточно немалые – три месяца, с момента принятия вердикта кассацией. Но как показывает практика, даже в эти сроки сторона, которая серьезно пишет надзорную жалобу, едва успевает.

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу

Образец ходатайства о предоставлении возможности ознакомиться с делом

Образец квитанции об уплате пошлины

Во время подготовки необходимо:

  1. Собрать заверенные всеми судами копии вердиктов (образец заявления о выдаче копии судебного решения предоставляется в канцеляриях судов).
  2. Ознакомиться с материалами дела (образец ходатайства о предоставлении возможности ознакомиться с делом и снять копии его материалов предоставляется в канцеляриях судов).
  3. Уплатить пошлину за рассмотрение жалобы (образец квитанции об уплате пошлины размещен на сайте ВС РФ).

Сроки подачи считаются соблюденными, если жалобщик передал жалобу с приложенными к ней материалами на почту до наступления дня, следующего за последним днём подачи прошения в надзорную инстанцию.

Апелляция и кассация оспаривают решения/постановления, еще не вступившие в силу. Жалоба же надзорного характера, по сути, является видом контроля, призванным инспектировать вынесенные решения, уже вступившие в силу. Его невозможно подать, если дело уже не было рассмотрено в кассационном порядке.

Право подать такую жалобу имеют:

  • участник дела;
  • прокурорский работник;
  • лица, не участвовавшие в деле, в том случае если принятое решение затронуло их права. В данном случае потребуется доказательство того, что такие права были нарушены.

Регламентируется порядок подобных заявлений в гражданском правовом поле статьей 391 ГПК РФ, в уголовном – главой 48 УПК РФ.

Порядок рассмотрения жалобы

В надзоре жалоба проходит три этапа:

  1. Проверка на соответствие формальным требованиям. Если жалоба не соответствует, она в течение 10 дней возвращается заявителю без рассмотрения по существу. Такое же решение будет принято, если жалоба подана с нарушением срока и не содержит заявления о его восстановлении либо в этом отказано. Жалобы возвращается и в случае поступления соответствующей просьбы от заявителя.
  2. Изучение жалобы и материалов для принятия решения о передаче дела в Президиум ВС РФ. На этом этапе судья ВС РФ самостоятельно анализирует материалы, в том числе истребованного при необходимости дела, и принимает решение о передаче жалобы на рассмотрение Президиума или об отказе в этом. Отрицательное решение может быть пересмотрено Председателем ВС или его заместителем.
  3. Рассмотрение жалобы на заседании Президиума ВС РФ. Заседание проводится при участии сторон, заинтересованных лиц и (или) их представителей, но неявка не будет препятствием для рассмотрения дела. Допускается участие в заседании путем видеоконференц-связи. Участники вправе давать объяснения по существу жалобы. Решение принимается большинством голосов.

Какое решение может принять Президиум:

  • оставить все принятые ранее по делу решения в силе;
  • отменить все принятые ранее по делу решения полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить все принятые ранее по делу решения полностью или частично и прекратить дело либо оставить заявление (иск) без рассмотрения;
  • оставить в силе какое-то одно из ранее принятых по делу решений;
  • отменить или изменить ранее принятые по делу решения и вынести новое решение (только при ошибках в толковании и применении норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

При подготовке жалобы целесообразно, формулируя просьбу, сразу ориентироваться на возможное (наиболее перспективное) решение Президиума и делать на нем акцент в доказательствах. Обязательно учитывается и то основание (основания), которое указывается в жалобе для отмены оспариваемого решения.

Надзорная жалоба подается только в вышестоящую инстанцию с учетом того, каким судом было принято решение, с которым не согласен гражданин. В связи с этим следует обратиться:

  • в Президиум краевых, областных и республиканских Верховных Судов, если необходимо добиться пересмотра приговора, определения или постановления районного, городского или кассационного решения Верховного суда;
  • в Коллегию, если дело по каким-то причинам не было рассмотрено в Верховном Суде;
  • в Президиум Верховного Суда РФ, когда речь идет о решениях и постановлениях Судебной коллегии, Кассационной коллегии и т. д.
Читайте также:  Государственная пошлина за совершение регистрационных действий

Чтобы добиться пересмотра административного или уголовного дела, гражданин должен подать жалобу, составленную с соблюдением положений таких законодательных актов:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от13.06.1996г. (ред. 26.08.2017).
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая N 51-ФЗ от 30.11.1994г. (ред. 06.08.2017) и часть вторая N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. 28.03.2017).
  5. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

  1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
  2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
    1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
    2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
    3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
    4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
    5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
    6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
  3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Основания для подачи документа

Нужно понимать, что результат надзорного процесса не обязательно будет в пользу заявителя и адекватно оценивать шансы на успех и затрачиваемые ресурсы.

Возможны такие решения:

  • изменение решения;
  • отмена постановления;
  • оставление в прежнем виде;

Учтите! Для оспаривания требуются веские основания:

  • нарушение прав или ограничение свобод гражданина, когда незаконно принятое решение формирует данные негативные условия;
  • грубое нарушение законов. Причем значимым основанием станет потенциальное нарушение прав третьих лиц, если неправильная трактовка закона станет правоприменительной практикой;
  • коллизии в пунктах и статьях кодексов, когда прописанные нормы права воспринимаются и интерпретируются неверно.

Кто ее вообще читает, эту жалобу председателю?

Строго по пункту закона (ч. 5 401.10 УПК) читать ее должен сам председатель или его зам.

Но страна-то огромная, понятно, что такой «большой босс» сам все читать не будет. Да и замы все ли жалобы читают, а тем более разбираются в них?

Конечно, для таких жалоб есть целый аппарат. Судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут.

Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя.

Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Поэтому не стоит исходить из того, что там «понабрали студентов» и они массово штампуют отписки. Исходя из такой логики, смысла писать вообще нет (да как и вообще что-то обжаловать – получил приговор и сиди себе спокойно).

Позиция такого нигилизма * понятна и требует уважения (человек ведь не от каприза к такой позиции пришел, он столько порогов оббил перед тем, как в ней убедиться), но комментировать ее бессмысленно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *