Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Нарушение Правил обращения с ТКО

Правила обращения с ТКО могут быть нарушены как самими потребителями услуги по обращению с ТКО, так и региональными операторами по обращению с ТКО.

За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных договором обращения с ТКО, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение Правил обращения с ТКО, а также нарушение условий договора обращения с ТКО, допущенные неоднократно (2 раза и более) со стороны юридических лиц (региональных операторов по обращению с ТКО) также влет для них определенные последствия в виде лишения статуса регионального оператора.

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2021 год сдается в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2021 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на вторник, поэтому никаких переносов или досрочной сдачи нет.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2021 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенном электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при предоставлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Новая декларация о плате за НВОС

Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К числу таких компаний относятся организации и ИП, осуществляющие (ст.ст. 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • любую деятельность, в результате которой образуются отходы;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее — данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Читайте также:  О ветеранах труда Ставропольского края

Какие документы отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.
Отчет по мониторингу недр и отчет о выполнении условий пользования недрами
Предоставляемые сведения

Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины

Куда предоставляется

Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.)

НПА

Условия пользования недрами

Срок сдачи

до 5 января

Кто предоставляет

Организации, имеющие лицензию на недропользование

Как предоставляется

На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП

Плата за НВОС
Наименование платежа

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Куда вносится

Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие

НПА

Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Срок внесения

до 1 марта

Кто вносит плату

Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:

  • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.
Как вносится

На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2021 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2021 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2021 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2021 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа КБК в 2020-2021 годах
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа 048 1 1200 120
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 1200 120
Плата за размещение отходов производства 048 1 1200 120
Плата за размещение твердых коммунальных отходов 048 1 1200 120
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа 048 1 1200 120
Читайте также:  Правила транспортировки и ношения травматического оружия

С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Коэффициенты платы за НВОС в 2022

В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимитом на размещение отходов признаётся предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Они разрабатываются не всеми юридическими лицами, а только осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Для объектов НВОС, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах II категории, один раз в семь лет должны представить декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Читайте также:  Свидетельство о смерти: назначение, места и способы получения

Одновременно с подачей такой декларации требуется предоставить расчёт нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах III категории, с 01.01.2020 наделены обязанностью представления отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта ПЭК (а не в уведомительном порядке, как это было предусмотрено до 01.01.2020) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

А вот ведение деятельности на объектах IV категории не требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сдачи отчётности (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Кроме того, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлена.

Малые предприятия, как и иные юридические лица, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, являются плательщиками за НВОС. Какие-либо государственные преференции малым предприятиям в указанной сфере не устанавливаются.

При этом лица, субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от внесения авансовых платежей при оплате за НВОС (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Необходимость сдачи малым предприятием различного вида отчётности в Росприроднадзор поставлена в зависимость только от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.

Как разъяснил Росприроднадзор, при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) офисные помещения, организации, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению, относятся к IV категории объектов HBOC (от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). То есть это объекты, которые производят не более 10 тонн отходов в год, не имеют радиоактивных выбросов, не загрязняют подземные или поверхностные водоёмы.

Письмом Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ была поставлена точка в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду для таких категорий объектов.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие офисные помещения, при наличии свидетельства о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

А вот в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определённым законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370 ).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», на день написания статьи, не приведены в соответствие с изменениями в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

При этом Минприроды России уже обновило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Минприроды России от 30.12.2019 № 899 с обновлённой формой декларации о плате за грязь вступил в силу 8 марта 2020 года.

С указанной даты НВОС должны отображать в декларации раздельный учёт сумм за размещение отходов производства и твёрдых коммунальных отходов.

В форме декларации появились строки для отражения суммы платы, которая была зачтена в предыдущем отчётном периоде в счёт будущего.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в целях приведения формы декларации в соответствии с новшествами в законодательстве заменены на нормативы допустимых выбросов (НДВ) и технологические нормативы (ТН).

Кроме того, в расчётах теперь необходимо учитывать новые коэффициенты, например поправочный коэффициент (Кинд).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *